Анализ бухгалтерской отчетности

29 Августа 2024
Бух. учёт
Анализ бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность отражает основную экономическую информацию компании. Однако для полного представления о финансовом и имущественном состоянии компании, о ее платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности поможет проведение грамотного анализа данных отчетности.

Целью анализа бухгалтерской отчетности является объективная оценка финансового и имущественного состояния и результатов деятельности компании, отдельных показателей функционирования и их прогнозирования вместе с финансовой деятельностью в целом.

Благодаря анализу бухгалтерской отчетности возможны решения следующих стратегических задач:

1. достижение оптимизации структуры капитала и имущества компании и эффективного механизма привлечения финансовых средств;

2. создание гибкой системы управления, способной быстро реагировать на меняющееся положение рынка;

3. максимизация прибыли;

4. обеспечение инвестиционной привлекательности организации;

5. достижение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности организации для собственников, инвесторов, кредиторов.

С чего начать анализ бухгалтерской отчетности

Методика анализа – это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения исследования. Проведение экономического анализа включает в себя:

Этап 1. Составление бухгалтерской отчетности.

Этап 2. Формулировка цели и задач анализа.

Этап 3. Определение пользователей информации.

При анализе отчетности, направленной на внешних пользователей (партнеров, инвесторов и кредиторов), опираются на типовые методы расчета с минимальным количеством данных, ограниченных месячным, квартальным или годовым балансом. Причины, определяющие уровень финансового состояния компании, не раскрываются.

При анализе отчетности, направленной на внутренних пользователей (специалисты подразделений, менеджеры и высшее руководство), используют как регламентированную, так и управленческую отчетность, уделяя особое внимание влияющим факторам.

Этап 4. Выбор методов исследования, технических приемов и средств.

Аналитические методы исследования, направленные на разложение составных частиц отчетности и рассмотрение каждой из них, подразделяются на две группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (логическим) методам относятся:

1. сравнение;

2. построение системы аналитических таблиц и показателей;

4. экспертные оценки и т.п.;

Количественные методы – это приемы, дающие математическую оценку явлениям. К наиболее часто используемым методам анализа отчетности относятся:

1. метод абсолютных, относительных, средних величин;

2. горизонтальный анализ (временной, динамический), который заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

3. вертикальный анализ (структурный), который помогает определить структуру итоговых финансовых показателей и выявить влияние каждой позиции на результат в целом;

4. трендовый (прогнозный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

5. сравнительный пространственный анализ – внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

6. анализ относительных показателей (коэффициентный анализ);

7. факторный анализ.

Существует множество показателей для оценки деятельности компании, однако ключевыми являются: выручка, расходы, чистая прибыль, рентабельность, объем оборотных средств и коэффициенты ликвидности. Они помогут определить, насколько прибыльно использование средств производства.

Для того, чтобы сделать правильные выводы о деятельности компании, нужно гарантировать достоверность анализа бухгалтерской отчетности. В первую очередь, данные отчетности должны быть грамотно составлены и отражать реальные показатели, каждый из которых будет принят ко вниманию. Благодаря этим правилам анализ бухгалтерской отчетности поможет оценить финансовое и имущественное положение компании, ее кредитоспособность, влияние факторов внешней и внутренней среды и другое для лучшего управления бизнеса.

Плотникова Ксения
    
ООО «Листик и Партнеры»
12.08.2024
Список литературы:

1. Гришина А.А., Камаева С.А., Анализ бухгалтерской отчетности предприятия // Universum: Экономика и юриспруденция: электр. научн. журн. 2017. №1(46) – с.1-2

2. О.А. Толпегина, Анализ финансовой отчетности: Курс лекций. /Сост. О.А.Толпегина. – М.: МИЭМП, 2007. – с 6-10. Режим доступа: https://text-book.narod.ru/AnFinOtch.pdf.

3. Жапаров Т.К., Жахеева М.Б., Коденко В.Д., Анализ финансовой отчетности предприятия. Учебное пособие. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2019. – с. 7-64