Статья: О деньгах, которые лежат под ногами или Где спряталась переплата по земельному налогу.

12 Сентября 2016
Бух. учёт

О деньгах, которые лежат под ногами

или Где спряталась переплата по земельному налогу.

Налог на дачу.jpg

Скоро осень, придется забыть о летней беззаботности, начать одеваться «по-погоде» и достать из шкафов и гардеробных заботливо упакованные с прошлого межсезонья пальто, куртки, кардиганы. И тут, вот вдруг, нечаянная радость, забытые в карманах и совершено не учтённые 100, 200, а может быть и целая тысяча рублей!

Маленькая, но такая приятная радость. И рука, нет-нет, а проверит другой карман. А вдруг там еще что-нибудь лежит? Ну может тысяча?

А может еще есть место, где денежки лежат? А может быть там и сто тысяч? А вдруг миллион?!

А вот может…


Много чего произошло за последние три года. Реализована судебная реформа, обновлен Гражданский кодекс, серьезно усовершенствовано налоговое законодательство. Очень большую работу провел законодатель в области кадастрового учета объектов недвижимости. Мотивы совершенно понятны – с того, что учтено и посчитано, налоги собирать гораздо эффективнее.

Мы наблюдаем трансформацию регионального законодательства, в компетенции которого находится уплата «имущественных» налогов, и неизменно констатируем, с каждым годом налоговая база хозяйствующих субъектов все больше зависит от значений кадастровой стоимости его объектов недвижимости.

Все это вынуждает собственника объектов недвижимости, с большим вниманием относится к особенностям их кадастрового учета. Ведь грамотная работа со значениями государственного кадастра недвижимости есть абсолютно правомерная налоговая оптимизация, которая при правильной организации может принести миллионы рублей совершенно обоснованной налоговой выгоды. Особенно это важно для крупных игроков, имеющих разветвлённую филиальную сеть и так или иначе обеспечивающих свое присутствие в различных регионах нашей необъятной Родины.


И земельный налог в этом вопросе впереди всех остальных.

Именно правило п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ о равенстве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в случае, если она определена, позволило законодателю сформировать принципы и порядок пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленные в Главе III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», следом за которым правоприменитель распространил принцип равенства кадастровой и рыночной стоимости и на иные объекты недвижимости[i].

Согласно действующему правилу налогоплательщики определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, но в случае установления рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость может быть в определённом порядке приравнена к рыночной стоимости.

В соответствии с новой, действующей с 1 января 2015 года, редакцией статьи 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в досудебном или судебном порядке в результате ее пересмотра, сведения о «новой» кадастровой стоимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Но это для тех, кто получил решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка уже в налоговых периодах, начинающихся после 01 января 2015 года.


А что же с теми, кто пользуясь заботливо дарованной судом возможностью пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка в исковом порядке[ii] получил вступившие в законную силу решение суда о пересмотре кадастровой стоимости в 2013 или в 2014 годах? Или, апофеоз трагизма, решение получил в конце 2013 года, а вступило оно в законную силу в 2014 году?!

Много когда-то сломали копий юристы и аудиторы, когда спорили о возможности ретроспективно применять новые значения кадастровой стоимости земельных участков к размеру уплаченных налогов. Но Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 сказал: "Средняя кадастровая стоимость и рыночная стоимость земельного участка соотносятся между собой как усреднённая и индивидуализированная, а не как ошибочная и достоверная[iii]".

Корректировка кадастровой стоимости земельного участка влечет юридические последствия, в том числе для целей налогообложения, с момента реализации указанного права в установленном законом порядке. До указанной даты отсутствуют правовые основания для неприменения ранее установленной кадастровой стоимости, если иное не вытекает из соответствующего судебного акта или решения уполномоченного органа.

А налоговая служба отметила: «кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр[iv]».

Таким образом, по логике фискалов, применявшейся ими до 01 января 2015 года, когда бы не вступило в законную силу решение суда о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, новые значения налогоплательщик вправе применять только с первого января следующего налогового периода.

Вот так и случилось, что кто-то из налогоплательщиков заплатил земельный налог, определив налоговую базу, исходя из расчета прежней, не измененной решением суда кадастровой стоимости. И спал спокойно. Заплатив за это спокойствие, возможно, сотни тысяч рублей.


Правильно ли это? Жить спокойно – безусловно да. А вот переплачивать, возможно, и не стоило.

Ведь, в силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации[v]. А согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости[vi].

В соответствии со ст. 23, 390, 391 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам. Нельзя здесь не вспомнить и о принципах налогообложения. Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными[vii].


Самое время сказать, что подобную точку зрения часто разделяют и суды, подчеркивая, что положения главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствуют налогоплательщику исчислить налог с учетом изменения кадастровой стоимости при улучшении его положения, рассчитанной за соответствующий период исходя из рыночной стоимости, установленной решением суда.

Так Верховный Суд РФ в своем определении от 21.08.2014 по делу N 306-ЭС14-403, А65-23627/2013 указал, что установленная решением суда рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, с момента вступления указанного судебного акта в законную силу и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр.

Справедливости ради, нужно сказать, что имеются примеры и другого судебного усмотрения. Так в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2014 N Ф07-2412/2014 по делу N А13-7733/2013 (оставленном без изменения определением ВАС РФ от 18.06.2014 N ВАС-7346/14 по делу N А13-7733/2013), суд указал, что рыночная стоимость земельных участков, установленная судом в качестве его кадастровой стоимости, будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за датой вступления судебного акта в законную силу, а не с момента принятия судебного акта или вступления его в силу.

Вместе с тем, приведенная судебная позиция все же не является обычной, и абсолютное большинство судебных актов, рассматривающих вопросы применения «новой» кадастровой стоимости, все же принимают за точку перерасчета момент вступления в законную силу решения суда (момент внесения сведений о «новой» кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр)[viii].


А раз так, то, возможно, применять измененную кадастровую стоимость для целей налогообложения следовало с момента вступления в законную силу решения суда о ее пересмотре?

Ну или, как минимум, с момента внесения сведений о «новой» стоимости в государственный кадастр недвижимости. Тогда что же это выходит? Переплатили некоторые собственники в бюджеты. И, ведь, если посчитать, в некоторых случаях, речь может идти без преувеличения о миллионах рублей переплаты.

Не беда. Переплату по земельному налогу можно и вернуть (или зачесть в счет уплаты налога). Но нужно поторопиться, ведь согласно п.7 ст. 78 Налогового Кодекса РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.


Кто-то скажет: « Все пропало, где ж вы раньше были!?»

Не торопитесь отчаиваться. В силу п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате авансовыми платежами, которые подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

А раз так, значит в отношении сроков для заявления о возврате (зачете) земельного налога применима правовая позиция Верховного Суда РФ[ix], изложенная в определении от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6527, А72-6526/2014, согласно которой трехлетний срок обращения в налоговую инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган.

Так что, уважаемые собственники земельных участков, проверьте-ка карманы.



[i] Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2015 по делу N 305-ЭС15-3893, А41-35176/2014;

[ii] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010;

[iii] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11;

[iv] Письмо ФНС России от 06.11.2015 N БС-4-11/19464;

[v] п. 1 ст. 16 АПК РФ;

[vi] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11;

[vii] п. 3 ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации;

[viii] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2014 по делу N А65-29685/2013, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2014 по делу N А65-22569/2013; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.03.2014 по делу N А43-12642/2013; Постановление ФАС Поволжского округа от 14.03.2014 по делу N А65-18655/2013 и др. судебные акты;

[ix] Приведенная правовая позиция также изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165