Убытки от деградации земель. Консервация земельных участков

23 Июля 2024
Статьи
Убытки от деградации земель. Консервация земельных участков

Земля является важнейшим компонентом окружающей среды и природным ресурсом, в связи с чем важно разрабатывать и устанавливать эффективные механизмы ее охраны. Главной целью данной деятельности является сохранение почв и их плодородия [2, с.79]. Основные и наиболее эффективные методы представляются в рекультивации и консервации, проведение которых регламентировано Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.

Главной причиной загрязнения природных объектов является хозяйственная деятельность [3, с.71]. В случае проведения консервации она полностью прекращается. Данный процесс допускается, когда устранение последствий негативного воздействия путем рекультивации не представляется возможным в течение 15 лет[1]. Инициаторами осуществления консервации могут являться собственники земли (права на земельный участок сохраняются), а также надзорные органы [1]. Консервация земель осуществляется посредством проведения технических и/или биологических мероприятий в соответствии с проектом. Его разработка и сама консервация обеспечиваются лицами, деятельность которых послужила непосредственной причиной деградации земель. Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ устанавливается обязанность таких лиц по возмещению правообладателям земельных участков убытков в соответствии со статьей 57 того же нормативного акта[2]. Данный процесс регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 59[3]. Если работы выполнены с отступлением от проекта или с иными недостатками, лицо, выполнявшее работы, обязано безвозмездно устранить недостатки[4].

Убытки включают в себя совокупность реального ущерба и упущенной выгоды. Определение их размеров регулируется Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[5] и Земельным кодексом.

При определении размера убытков учитываются установленные виды разрешенного использования земельного участка, возможность осуществления в соответствии с ними деятельности, ограничения прав и обременения, условия рынка, определяющие доходность использования земельного участка. При определении размера реального ущерба учитываются совокупные расходы на восстановление нарушенного права. При расчете размера упущенной выгоды учитывается готовность земельного участка к использованию в целях получения дохода до возникновения ситуации, послужившей катализатором для начала процесса рекультивации или консервации.

Существуют особенности определения суммы возмещения вреда. В частности, не подлежат учету расходы на проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварий. В Обзоре судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды[6] речь идет о разливе нефти на участке земель лесного фонда. Данные работы не являются рекультивационными, поскольку не охватываются ее этапами и не предусмотрены Методикой N 1730[7]. Понесенные затраты относятся к процедуре ликвидации последствий загрязнения и не подлежат зачету в сумму возмещения вреда, причиненного природной среде. Зачет возможен только в случае завершения полного комплекса работ и при условии, что такие работы выполнены до дня вынесения решения судом. За вред, причиненный окружающей среде третьими лицами, отвечает владелец опасного производственного объекта. Также в случае причинения вреда землям с последующей консервацией применим механизм подачи искового заявления о возмещении стоимости земель, переведенных в земли запаса в связи с невозможностью их использования по целевому назначению.

Таким образом, консервация земель – процедура восстановления нарушенного почвенного слоя и предотвращения дальнейшей деградации земель, обусловленная исчерпанием иных методов правовой охраны, с временным изъятием земель из хозяйственного оборота. В современном законодательстве в рамках исчисления размера убытков достаточное внимание уделяется предшествующей, но не обязательной и не обуславливающей стадии – рекультивации. Того же нельзя сказать о консервации. Правила описывают процедуру, однако иная документация, в том числе разъяснения Росприроднадзора, практически не рассматривает представленную меру, говоря только об особенностях завершения процесса, в связи с чем возникает неопределенность в реализации работ по консервации земель.

Хрущева Ирина

Листик и Партнеры

06.05.24

Библиографический список

1. Аксёнова Д.В. Консервация земель // См.: Науки о земле. – 2019.

2. Земельное право: учебник для вузов / С. А. Боголюбов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14148-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: https://urait.ru/bcode/535412/p.2 (дата обращения: 04.04.2024).

3. Кожокарь И.П. Правовые проблемы рекультивации земель // См.: Труды Института государства и права РАН. – 2021, С. 71.



[1] Постановление Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель"

[2] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)

[3] Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

[4] <Письмо> Росприроднадзора от 27.07.2018 N РН-09-01-36/15783 "Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель"

[5] Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ

[6] "Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)

[7] Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства"